Санкт-Петербург

История одного названия. Американские мосты в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербургской топонимике можно найти немало отсылок к другим городам и странам. Например, прогуливающиеся по Невскому проспекту туристы могут взглянуть на дом Голландской церкви. Посетители Александровского парка в Царском селе имеют возможность пройтись по Китайским мостам. Жители города, пребывающие в Северную столицу самолётом, едут в город по Московскому проспекту, те же, кто предпочитает путешествовать «Сапсаном», проезжают по Американским мостам на Обводном канале.

Хм… С Голландской церковью вроде бы всё понятно, Петербург всегда был интернациональным городом. Именование мостов Китайскими можно объяснить влечением архитекторов к восточной тематике. А вот с Американскими мостами сложнее. Они были подарены нам Штатами? Или же их строили выходцы из Америки? Давайте разбираться вместе.

Американские мосты в Санкт-Петербурге
Американские мосты в Санкт-Петербурге
 
Конструктивно это целая группа из пяти мостов
Конструктивно это целая группа из пяти мостов
Переплетение линий
Переплетение линий

Как добраться на метро

Дойти до мостов пешком можно от двух ближайших станций метро — «Обводного канала» и «Лиговского проспекта». Путь займёт около 10-15 минут.

Под мостами
Под мостами
Деревянные переправы появились здесь в первой половине XIX века
Деревянные переправы появились здесь в первой половине XIX века

Немного истории

Несмотря на то что часто название этой переправы употребляется в единственном числе — Американский мост, конструктивно это целая группа из пяти мостов. В настоящее время для обозначения каждого из них используются литеры.

Мосты были построены для Николаевской (сегодня она именуется Октябрьской) железной дороги. Деревянные переправы появились здесь в первой половине XIX века. Позже, в 1860-х годах конструкции одного из мостов были заменены на металлические. В начале XX века западнее было выстроено ещё несколько подобных переправ.

Электропоезд на мосту. На дорожках часто можно встретить спортсменов и велосипедистов
Электропоезд на мосту. На дорожках часто можно встретить спортсменов и велосипедистов
Американский мост, литера Е
Американский мост, литера Е

Так что же с названием? Всё просто, наименование появилось в 1860 году. Оно связано с изобретателем Уильямом Гау, по системе которого был выстроен один из первых деревянных мостов. Несложно догадаться, что по национальности этот архитектор являлся американцем.

«Сапсан»
«Сапсан»
Первоначально мост именовался Николаевским железнодорожным
Первоначально мост именовался Николаевским железнодорожным
 

В Топонимической энциклопедии можно найти информацию, что первоначально мост именовался Николаевским железнодорожным. Здесь мы видим отсылку к Николаевской железной дороге, на которой он и располагался.

Локомотивное депо
Локомотивное депо
Обводный канал в этой части разделяет Центральный и Невский районы города
Обводный канал в этой части разделяет Центральный и Невский районы города

В 2000-х годах началась затянувшаяся на долгое время реконструкция самих мостов и проезжей части под ними. Сегодня же движение под переправами открыто без каких-либо ограничений, по обоим берегам Обводного канала тянутся дорожки для пешеходов, которые, впрочем, облюбовали также велосипедисты, роллеры и скейтеры.

Вид с Каретного моста
Вид с Каретного моста
Под мостами проходят пешеходные дорожки
Под мостами проходят пешеходные дорожки
 

Если говорить в целом о петербургских переправах, то Американские мосты меркнут на фоне многих других переправ. Например, одним из самых популярных у туристов неизменно является Банковский мост со знаменитыми грифонами. Но всё же я уверен, что комплекс американских мостов будет интересен как настоящим фанатам железных дорог, так и любителям истории нашего города, далёким от железнодорожной тематики. Удачных путешествий!

Если кратко, в целом:

  • исторические железнодорожные переправы;
  • интересное место для любителей истории объектов транспортной инфраструктуры;
  • сюда легко добраться на метро или велосипеде, под мостами проходят широкие дорожки.