Архитектурный словарь с картинками, или «Как называется эта штука?». Часть 4

В прогулках по Санкт-Петербургу мы часто можем услышать от проходящих мимо экскурсоводов непонятные для многих туристов выражения. «Какой изысканный десюдепорт!» — восхищается один. «Взгляните на этот кессонированный потолок!» — восклицает другой. Человеку, далекому от мира архитектуры или, по крайней мере, редко посещающему интерьерные экскурсии, часто вообще непонятно, что это за звери — десюдепорты и кессоны.

Перед вами четвертая часть статьи об архитектурных терминах. В первый раз мы с вами взглянули на архитектурный ордер, во второй части материала поговорили о рустовке и маскаронах, третий пост был посвящен атлантам, кариатидам и нескольким другим элементам. Сегодня нам с вами предстоит в очередной раз пройтись по улицам Северной столицы и взглянуть на разнообразие ее архитектурных форм.

Один из самых часто используемых терминов, который я слышу на улицах или на экскурсиях — это эркер. Так называется выступающая за линию фасада часть основного объема здания с окнами. Эркеры могут быть различных форм — полукруглыми, треугольными, многогранными. Эта конструкция увеличивает площадь помещения и положительно влияет на количество поступающего света. Я слышал, что эркеры часто именуют балконами, хотя последние являются лишь выступающими платформами с ограждением, никак не влияющими на размер внутренних помещений дома.

Эркер. Дом А. Ф. Юнкера
Эркер. Дом А. Ф. Юнкера
Эркер в центре кадра. Дом П. Н. Парусова
Эркер в центре кадра. Дом П. Н. Парусова
Балконы. Улица Ленина, 14
Балконы. Улица Ленина, 14

Следующий элемент, который мы можем встретить на фасаде здания, — это замковый камень. Таким термином обозначается верхний центральный клиновидный камень в конструкции арки или свода. Он может быть выделен более крупным размером или декоративным элементом. Встречается и имитация замкового камня, когда эта деталь размещается без функциональной нагрузки, например в центре прямоугольного наличника окна.

Замковый камень виден на трёх нижних арках. Дом эмира Бухарского
Замковый камень виден на трёх нижних арках. Дом эмира Бухарского
Замковый камень. Екатерининский Институт (Российская национальная библиотека), набережная Фонтанки, 36
Замковый камень. Екатерининский Институт (Российская национальная библиотека), набережная Фонтанки, 36

Перейдем к более крупным архитектурным формам. Если взглянуть, например, на фасад Меншиковского дворца на Васильевском острове Санкт-Петербурга, то можно увидеть, что по бокам от основного объема центрального корпуса есть небольшие выступающие части во всю высоту здания. Это ризалиты, такие конструкции часто встречаются в центре или по бокам фасадов. Нужно заметить, что на первый взгляд ризалиты схожи с эркерами, и это действительно так. Отличие в том, что вторые имеют собственное основание и крышу, то есть не имеют опоры на фундамент.

Ризалиты. Меншиковский дворец
Ризалиты. Меншиковский дворец

Еще одна выступающая деталь фасада — мезонин. Только на этот раз эта часть объема здания расположена сверху. Мезонином называют неполный верхний этаж дома, обычно выстроенный в его центральной части.

Мезонин. Кикины палаты
Мезонин. Кикины палаты

И последний на сегодня термин — курдонёр. Я бы также отнес его к часто встречающимся названиям, которые можно услышать на экскурсиях или прочесть в описаниях домов. Курдонёром (от французского cour d’honneur) именуется парадный двор здания, ограниченный боковыми флигелями. Нередко курдонёр отделен от улицы оградой. Примеров таких дворов в Санкт-Петербурге можно привести массу — (дом Лидвалей на Каменноостровском проспекте, дом М. Н. Полежаева на Старорусской улице, дом трех Бенуа и др.).

Курдонёр. Дом Лидвалей
Курдонёр. Дом Лидвалей
Курдонёр. Дом М. Н. Полежаева
Курдонёр. Дом М. Н. Полежаева
Курдонёр. Дом страхового общества «Россия»
Курдонёр. Дом страхового общества «Россия»

На этом закончим сегодняшнее путешествие в мир архитектуры прекрасного Санкт-Петербурга.

Удачных прогулок!

Time icon