Малая Октябрьская детская железная дорога в Санкт-Петербурге

Я часто вспоминаю тот день, когда, будучи маленьким ребёнком, я впервые прокатился на детской железной дороге. Это было чем-то действительно удивительным: настоящие рельсы, вагоны, локомотивы и семафоры, только всем управляют не всемогущие взрослые, а такие же, как ты, дети, разве что немного старше.

Малая Октябрьская железная дорога
Малая Октябрьская железная дорога
Станция «Молодёжная»
Станция «Молодёжная»

Прошло много лет, я вырос и, наверное, как и некоторые из моих читателей, был уверен, что детские железные дороги канули в прошлое. К счастью, это совсем не так. Мало того что во многих городах нашей страны дороги сохранены и действуют до сих пор, так ещё и даже в наше время на них открываются новые станции и ветки. Об одной из них, Малой Царскосельской (или южной) железной дороге, сегодня и пойдёт речь.

Здесь всё как на обычных железных дорогах, только поменьше
Здесь всё как на обычных железных дорогах, только поменьше
Разъезд «Юный»
Разъезд «Юный»

Как добраться, расписание, стоимость

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день (лето 2019 г.) действует две ветки Детской железной дороги: Северная и Южная. У них различная протяжённость пути, и находятся они, соответственно, в разных частях города. Пока мы были только на южной трассе, поэтому расскажу про неё.

Южная ветка проходит от метро «Купчино» (станция МОЖД «Молодёжная») до города Пушкин (станция «Царскосельская»). Время в пути — около 30 минут, из них какое-то время поезд стоит на разъезде «Юный».

Встречный состав «Сказка»
Встречный состав «Сказка»
На подъезде к станции «Царскосельская»
На подъезде к станции «Царскосельская»

Стоимость проезда в одну сторону для детей до 12 лет — 50 рублей. Для всех остальных — 200 рублей. Работает дорога с начала июня по конец августа. Поезда отправляются примерно раз в час, расписание можно узнать в группе «ВКонтакте». По выходным на дороге курсируют не только тепловозы, но и узкоколейные паровозы. О времени их отправления также можно узнать в группе МОЖД.

Внутри вагона
Внутри вагона
На станции «Царскосельская»
На станции «Царскосельская»

Немного истории

Самая северная в мире детская железная дорога была открыта в Санкт-Петербурге 27 августа 1948 года. Ещё до войны существовало два проекта её постройки. Первый предполагал обустройство линии от Императорского павильона у Витебского вокзала до павильона в Пушкине, недалеко от Александровского парка. Второй же вариант маршрута Детской железной дороги начинался у Финляндского вокзала и шёл в сторону реки Оккервиль на востоке города.

Судьба распорядилась иначе, и первая ветка ДЖД была построена на севере. В неё входило три станции: «Кировская» (недалеко от ЦПКиО им. Кирова), «Зоопарк» (рядом со станцией метро «Удельная») и «Озёрная» (у платформы «Озерки»). Общая длина пути составляла 8,1 км.

Послание потомкам
Послание потомкам
Необычная лавка
Необычная лавка

Сезон 1964 года был омрачён страшным происшествием: недалеко от станции «Зоопарк» мотодрезину с находящимися в ней детьми и инструктором сбил грузовик. Эта трагедия привела к тому, что часть дороги от станции «Зоопарк» до «Кировской» была закрыта, длина линии была сокращена на 5 километров.

Следующие изменения в маршруте произошли в 90-е годы XX века. На этот раз маршрут был урезан до двух километров. В конце столетия длина дорожного полотна опять была увеличена до 6 километров, но уже в начале 2000-х вновь была сокращена. Сегодня протяжённость старого северного маршрута составляет 2,1 км, на ветке имеются два остановочных пункта: станции «Юный» и «Озёрная».

Тепловоз ТУ3-001
Тепловоз ТУ3-001
Через несколько минут поезд пойдёт обратно, многие посетители покупают билеты сразу в две стороны
Через несколько минут поезд пойдёт обратно, многие посетители покупают билеты сразу в две стороны

Что же касается южной ветки, или Малой Царскосельской железной дороги, на которой мы как раз и прокатились, то она была открыта уже в наше время, в 2011 году. Длина маршрута — 10,8 км.

По линии курсируют составы, весьма похожие на привычные нам электрички, разве что всё здесь несколько уменьшено в размерах: и вагоны, и колея, и локомотивы. Практически весь персонал поезда — это дети. Они управляют поездом, работают проводниками и экскурсоводами. Конечно же, перед этим юные железнодорожники проходят соответствующую подготовку.

Макет в депо МОЖД
Макет в депо МОЖД
Паровоз Кп4-447
Паровоз Кп4-447
Паровоз эксплуатируется только в выходные дни
Паровоз эксплуатируется только в выходные дни

Заканчивается южный маршрут недалеко от железнодорожной станции «Детскосельская». В тёплое время года отсюда вполне можно прогуляться пешком до знаменитых садов и дворцов Царского Села: Екатерининского и Александровского, время в пути составит чуть больше 30 минут.

Если кратко, в целом:

  •   необычное развлечение для всей семьи;
  •   удобный южный маршрут с возможностью совместить поездку с посещением достопримечательностей Царского Села;
  •   поезда отходят по расписанию, лучше уточнить его заранее перед поездкой.
Time icon