Музей «Подводная лодка С-189» в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург — колыбель российского флота, здесь чтят память моряков и, возможно, именно поэтому в городе существует несколько плавучих музеев. Далее речь пойдет об одном из них, посвященном подводной лодке С-189. Дизельная подлодка была построена в 1954-м и находилась на боевом дежурстве 35 лет вплоть до апреля 1990 года.

Музей «Подводная лодка С-189»
Музей «Подводная лодка С-189»
Музей «Подводная лодка С-189»
Музей «Подводная лодка С-189»

Как добраться

Ближайшая станция метро — «Василеостровская». Выходим из метро и поворачиваем направо, на пешеходные 6-ю и 7-ю линии Васильевского острова. Доходим до Невы и поворачиваем ещё раз направо. Примерно через 800 метров мы увидим подводную лодку.

Стоимость входного билета — 400 рублей (зима 2019-го). Карты не принимают.

Немного истории

Подлодка С-189 относится к 613 серии — первой самой массовой после Второй мировой войны. За период с 1950 по 1958 годы было выпущено 215 единиц. У подводной лодки как судна очень непростая история. Изначально ее ждал распил на металл, но судьба решила иначе — подлодка затонула у причала в Кронштадте. Впоследствии ветераны ВМФ приняли решение поднять ее со дна и превратить в музей. Подъемные работы были осуществлены в 2005 году, первый этап восстановительных работ завершился в 2007 году, вскоре подлодка была помещена на вечную стоянку к плавучему причалу на набережной Лейтенанта Шмидта. Восстановление интерьера подлодки заняло еще около трех лет, и лишь в 2010 подлодка заработала как музей.

Разлиных рычагов и переключателей на подлодке — бессчетное количество
Разлиных рычагов и переключателей на подлодке — бессчетное количество
Спасательный костюм
Спасательный костюм
Музей «Подводная лодка С-189»
Музей «Подводная лодка С-189»

Экскурсия

Посетить подводную лодку С-189 мы решили на январских праздниках 2019 года. Чтобы попасть в музей, нужно пройти через дебаркадер и плавучий пирс. Сразу оговоримся, что погода была снежная, с уборкой никто не спешил, поэтому было очень скользко. Подойдя к подлодке, мы попали в довольно большую очередь — оказалось, что пропускают внутрь лишь по 10-12 человек. Желание посетить музей было велико, поэтому решили подождать и примерно через полчаса стояния на морозе попали внутрь. Еще нюанс: туалета в музее нет, ближайший – в кафе, а идти до него порядочно, так что лучше планируйте поход в уборную перед экскурсией.

Через бывшее техническое погрузочное отверстие попадаем в подлодку, платим за входной билет (только наличными) и идем в 7-й кормовой торпедный отсек, где и начинается экскурсия. Из интересного здесь представлен спасательный костюм и два торпедных аппарата, через которые в случае необходимости мог эвакуироваться личный состав. Помимо этого в отсеке расположен аварийный люк и ручные приводы управления рулями.

Торпедные аппараты
Торпедные аппараты
Музей «Подводная лодка С-189»
Музей «Подводная лодка С-189»

Экскурсия продолжается в 6-м, электромоторном, отсеке. Здесь мы узнаем о четырех электродвигателях подлодки — двух главных ходовых и двух экономического хода (именно они в основном и использовались для перемещения под водой).

Переходим в 5-й, дизельный отсек. Здесь находятся два дизеля мощностью по 2000 лошадиных сил каждый. В этом же отсеке располагался и импровизированный душ, поскольку фактически он не был предусмотрен. В качестве теплой воды использовалась забортная вода из контура охлаждения дизелей.

Переходим в носовую часть подлодки и оказываемся в 1-м отсеке, носовом торпедном. Здесь расположены четыре торпедных аппарата. Кстати, общий боезапас подлодки составлял 12 торпед или 22 мины. 1-й отсек также и самый густонаселенный — 16 коек.

Машинный телеграф
Машинный телеграф
Кают-компания
Кают-компания

Заходим во 2-й, аккумуляторный отсек. Здесь находится кают-компания, каюты офицерского состава и сами батареи под полом. Примечательно, что в верхней части отсека есть специальный люк для их загрузки.

Направляемся в 3-й отсек, служащий главным постом. Здесь находится пульт управления подлодкой.

Переходим в 4-й, тоже аккумуляторный отсек. Именно через него мы и попали на подлодку и именно через технический люк для загрузки АКБ. В нижней (подпольной части) отсека расположены аккумуляторные батареи. А большую, «жилую» часть отсека занимает кают-компания и камбуз. Интересно, что вся провизия на подлодке была в консервированном виде, в том числе очищенная картошка, и даже буханки хлеба также были закатаны в консервные банки.

Койки для экипажа
Койки для экипажа
Перископ
Перископ

Если экскурсия по подводной лодке придётся вам по душе, рекомендуем также посетить корабль-музей «Беспокойный» в Кронштадте или музей «Ледокол «Красин». Последний находится в нескольких сотнях метров от подлодки.

Если кратко, в целом получается так:

  •   ждать экскурсию придется на улице, так что одевайтесь по погоде;
  •   помещения подлодки очень узкие, нужно надевать удобную одежду;
  •   сама экскурсия, на наш взгляд, не самая интересная, зато можно сделать классные фото и прикоснуться к некогда боевому кораблю.
Time icon