Санкт-Петербург

Никольский Морской собор в Кронштадте

Никольский Морской собор без преувеличения можно назвать самой примечательной постройкой Кронштадта. Причём как в переносном, так и в прямом смысле — купол собора хорошо виден при подъезде к городу по дамбе, более того, в солнечную погоду золотистое навершие можно заметить даже, например, из Петергофа.

Никольский Морской собор в Кронштадте
Никольский Морской собор в Кронштадте
Диаметр купола — почти 27 метров
Диаметр купола — почти 27 метров
Проект здания собора в византийском стиле был разработан архитектором Василием Антоновичем Косяковым
Проект здания собора в византийском стиле был разработан архитектором Василием Антоновичем Косяковым

Как добраться

Адрес собора — Кронштадт, Якорная площадь, 5. До самого Кронштадта можно добраться на своём автомобиле или общественном транспорте. В последнюю свою поездку мы отправлялись с остановки у станции метро «Старая Деревня» на автобусе № 101. Время в пути с пробками заняло около часа. Пеший путь от конечной остановки в Кронштадте до храма составляет примерно 15 минут.

Вход в собор бесплатный, внутри вам предложат посетить платную экскурсию.

Фигуры на фасаде
Фигуры на фасаде
Адрес собора — Кронштадт, Якорная площадь, 5
Адрес собора — Кронштадт, Якорная площадь, 5
Дверь на северном выходе
Дверь на северном выходе

Немного истории

Первая кронштадтская деревянная церковь для моряков была возведена в 1731 году. Через сотню лет постройка пришла в полную негодность и уже тогда встал вопрос о возведении большого храма. Новое каменное здание церкви появилось в 1862 году, но и его площадей оказалось недостаточно для нужд служителей и прихожан.

В 1897 году был создан строительный комитет и организован сбор средств на строительство нового собора. Местом для размещения будущей постройки стала Якорная площадь в восточной части острова. Пространство получило своё название в связи с хранением здесь якорей и якорных цепей.

Внутри собора
Внутри собора
Иконостас
Иконостас
Мемориальные доски
Мемориальные доски

Проект здания собора в византийском стиле был разработан архитектором Василием Антоновичем Косяковым, я уже упоминал об этом зодчем в статье о храме Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. Освящение места под строительство Морского собора состоялось в 1902 году, ещё через год в присутствии императорской фамилии произошла торжественная закладка стен будущей постройки. Работы завершены к 1909 году.

Высота постройки составляет более 70 метров
Высота постройки составляет более 70 метров
Вместимость собора — 6 000 человек
Вместимость собора — 6 000 человек
Освящение собора состоялось в 1913 году
Освящение собора состоялось в 1913 году

Здание собора вышло поистине грандиозным: высота постройки составляет более 70 метров, диаметр купола — почти 27 метров. Полная стоимость строительства составила без малого 2 миллиона рублей, 280 тысяч из которых были пожертвованы частными лицами и сотрудниками Морского ведомства.

Кронштадтский Морской собор является главным собором Балтийского флота и одной из самых популярных достопримечательностей старинного города. Я посещал храм самостоятельно, без экскурсии, но в интернете можно найти немало восторженных отзывов о прогулке с гидом по этому сооружению. В составе экскурсионной группы можно попасть под купол величественного здания.

Кронштадтский Морской собор является главным собором Балтийского флота
Кронштадтский Морской собор является главным собором Балтийского флота
Попасть под купол собора можно в составе экскурсионной группы
Попасть под купол собора можно в составе экскурсионной группы
К столетию собора была произведена его реставрация
К столетию собора была произведена его реставрация

Заканчивая рассказ, хотел бы от истории перейти к нашему времени. Во время своей поездки в Кронштадт кроме величественного собора я посетил и самый современный парк города — «Остров фортов», в котором можно продолжить изучение славной истории российского флота.

Удачных прогулок!

Дата публикации: 06.09.2021
Были здесь? Оцените достопримечательность
Голосов пока нет
Комментарии для сайта Cackle